Не умеешь - научим, не хочешь - заставим?

О проблемах подачи электронной отчетности в центр занятости

Компьютер и Всемирная паутина позволяют исполнить обременительную повинность, не выходя из кабинета и довольно быстро


Не так давно в бухгалтерской среде разнеслась новость: Государственная служба занятости наконец-то созрела и подобно налоговой службе и Пенсионному фонду внедряет систему подачи отчетности в электронном виде. Успевшие привыкнуть к выгодам цивилизации предприятия (а тех, кто предпочитает подавать отчетность в электронном виде, немало) представившейся возможности обрадовались, но, как оказалось, напрасно. Новая услуга становится доступной только после уплаты некой частной структуре 480 гривен (за четыре отчета), что для многих - весьма дорогое удовольствие.
ФАБУЛА


О качестве жизни

Основным заданием развития информационного общества Украины является содействие каждому человеку на основе широкого использования современных возможностей создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими…, повышая качество своей жизни… Это цитата из второго раздела Основных принципов развития информационного общества в Украине на 2007 - 2015 годы, утвержденных Законом Украины № 537-V. Насколько можно "повысить качество своей жизни" благодаря современным информационным технологиям, доподлинно знают бухгалтеры, которые предпочли электронную почту бесконечным очередям под кабинетами чиновников, принимающих бумажную отчетность. Компьютер и Всемирная паутина позволяют исполнить обременительную повинность, не выходя из кабинета и довольно быстро. Для этого достаточно иметь программное обеспечение, созданное для составления отчетности в том виде, в котором его способен принять контролирующий орган, и электронную цифровую подпись, позволяющую госоргану безошибочно идентифицировать лицо, подписавшее отчетность, и таким образом придать ей юридическую силу.

Для многих украинских субъектов хозяйствования электронная цифровая подпись - вещь привычная, а, кроме того, удобная и весьма надежная. Ее используют для заключения договоров с контрагентами, в деловой переписке, для подачи той же отчетности в налоговую службу, Пенсионный фонд и т. д. 

Получить ключи электронной цифровой подписи несложно. По данным Центрального удостоверяющего органа, на сегодняшний день зарегистрировано 13 удостоверяющих центров и аккредитованных центров сертификации ключей, которые предоставляют услуги, связанные с электронной цифровой подписью. 

Выбор программного обеспечения, позволяющего формировать электронную отчетность, тоже имеется. Отчитаться перед налоговой можно с помощью бесплатных программ OPZ и ПО «АРМ ЗС» (перед Пенсионным фондом), которые доступны на сайтах этих госорганов, или с помощью платной, но по отзывам пользователей более удобной "БЕСТ ЗВІТ ПЛЮС".

Казалось бы, инициатива ГСЗ не нова. "Велосипед" уже изобретен, и им можно воспользоваться. Но бухгалтеры восприняли ее в штыки (см. форум ЛІГАБізнесІнформ).

О качестве ключей АЦСК

Как оказалось, проблема не только в методах активного внедрения прогрессивных технологий в жизнь (по свидетельствам участников форума, в отдельных центрах занятости сдавать отчетность в электронной форме заставляют принудительно, искусственно наращивая очереди бухгалтеров, желающих сдать отчеты на бумаге, либо настойчиво рекомендуют стать продвинутыми пользователями Интернета под тем предлогом, что бумажную отчетность теперь и вовсе принимать не будут). Основная загвоздка в том, что центры занятости не признают каких-либо иных ключей электронной цифровой подписи кроме своих собственных, которые выдает центр сертификации ключей Госслужбы занятости, получивший аккредитацию в октябре прошлого года. Подписать отчетность ключом, приобретенным у любого другого АЦСК, нельзя.

Подписать отчетность ключом, приобретенным не у Государственной службы занятости, а у другого АЦСК, нельзя


Ключ АЦСК службы занятости можно получить бесплатно, только есть одно но… Воспользоваться им и сдать отчетность центру занятости можно только посредством принадлежащего коммерческой структуре ООО "Электронный мир Украины" сайта www.iforma.com.ua, а его использование стоит денег: 180 гривен в год - для физического лица, 300 гривен - для юридического лица - "упрощенца"; 480 гривен - для остальных юрлиц и бюджетных организаций (судя по информации, изложенной на сайте данной организации, приведенные цены акционные и с сентября месяца стоимость услуг сайта может подорожать).

Корреспонденту ЛІГА:ЗАКОН подтвердили в нескольких АЦСК, что проблема с признанием Службой их ключей действительно существует, что, естественно, их возмущает. Почему же государственная структура не позволяет предпринимателям воспользоваться уже имеющимися у них ключами таких же аккредитованных ЦСК и принуждает платить за сдачу отчетности неким коммерческим структурам? Этот вопрос мы поставили Государственный службе занятости и получили официальный ответ:


Впрочем, Государственный комитет информатизации Украины своей "вины" в сложившейся ситуации не видит. По словам источника в Комитете, единые форматы обмена данными для органов государственной власти и местного самоуправления действительно пока не утверждены (этот вопрос будет разрешен в ближайшие полторы-две недели). Однако в той же ситуации находятся и все остальные органы, но почему-то и налоговая, и Пенсионный фонд, разрешили проблему. Госорганы обязаны принимать документы подписанным ключом любого аккредитованного центра сертификации, потому ссылки на отсутствие таких норм некорректны.

О качестве законов

Попробуем разобраться, что же на самом деле по этому поводу говорит закон. 

Закон Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" определяет, что электронный документооборот осуществляется в соответствии с требования законодательства Украины или на основании договоров, которые определяют взаимоотношения субъектов электронного документооборота (ст. 14 Закона). 

В Законе Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" закреплена общая обязанность работодателя предоставлять исполнительной дирекции Фонда сведения об уплате страховых взносов (ч. 2 ст.35 Закона), однако способ подачи отчетности вообще не прописан. 

Немного больше информации на этот счет содержит Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Согласно п. 6.7 Инструкции работодатели ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, один экземпляр которой подается в центр занятости, в котором он находится на учете, до 20 (а за год до 25) числа месяца, следующего за отчетным периодом. К слову, до сих пор исполнительная дирекция Фонда пользоваться даже услугами обычной почты (не то что электронной) не рекомендовала и предлагала подавать расчетную ведомость непосредственно в центр занятости (письмо от 21.06.2002 № ДЦ-09-2021). 

Наконец, есть Временный порядок подачи электронных отчетов, утвержденный приказом Государственной службы занятости от 12.03.2009 № 17, который позволяет субъекту хозяйствования по его собственной инициативе подать электронные отчеты вместо бумажных. Этот относительно свежий документ (который сложно найти в базах законодательства, однако на него неоднократно ссылается в письмах Министерство труда) оперирует терминами "специализированное ПО" для составления отчетности и "надежное средство ЭЦП", не определяя тем не менее этих понятий. Таким образом, констатируем, что право подать отчетность в службу занятости именно в электронном виде предоставлено субъекту хозяйствования не законодателем, а ГСЗ в ее собственном подзаконном нормативном акте. При этом единственное условие, которое выдвигается этим документом к цифровой подписи на отчетности, это ее надежность.

В законе отсутствует прямая норма, гарантирующая право страхователя подать отчетность в электронном виде


Очевидно, что ключи ЭЦП, предоставляемые другими АЦСК, не менее надежны, чем ключи Государственной службы занятости, а посему ограничить использование других ключей при подаче отчетности, исходя из приведенного, Служба не может. Другое дело - техническая сторона вопроса. Для составления отчетности и наложения ЭЦП необходимо программное обеспечение. Бесплатное ПО, подобно ГНАУ и Пенсионному фонду, Служба занятости, как следует из текста официального ответа, только разрабатывает. ПО "единственной, пожелавшей работать" со Службой компании "Электронный мир Украины" позволяет подписывать отчетность ключом только одного АЦСК, принадлежащего Службе, что, конечно, нельзя поставить в вину частной структуре (это ее дело, под какие ключи свое ПО разрабатывать).

Вот и получается, что в отсутствие закрепленного нормой закона права страхователя подавать отчетность в службу занятости в электронном виде (которое бы корреспондировало с прямой обязанностью ГЦЗ обеспечить это право), субъектам хозяйствования остается нарекать только на разработчиков ПО, не создавших альтернативную программу для сдачи отчетности в центры занятости с помощью различных ключей ЭЦП, и довольствоваться той скромной (в плане выбора средств) возможностью, которую по собственной инициативе предоставила сама Служба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Есть надежда, что ситуация в ближайшее время изменится. Во-первых, Государственный комитет информатизации Украины утвердит единые форматы обмена данными для органов государственной власти, а во-вторых, ГСЗ разработает обещанное бесплатное ПО. А пока подавать отчетность можно по старинке на бумаге (этого права Госслужба не отрицает). Конечно не то "качество жизни", зато бесплатно...

Наталья Панкратова, ЛІГА: ЗАКОН