Сделать Киев доступным городом для всех групп населения – один из главных вопросов, которые стоят на повестке дня. Почему быть инклюзивными – важно?

В урбанистике сравнительно недавно появилось такое понятие — инклюзивное пространство. Проще говоря, это городское пространство, которое предполагает красивую, комфортную и во всех смыслах доступную среду. Инклюзивный город – он для всех, не только для избранных, а для самого широкого круга людей с разными возможностями. Как сделать таким Киев? Об этом пишет LIGA.net.

Во многих странах мира для людей с инвалидностью по зрению применяются тактильные навигационные блоки, используемые для определенных зон тротуара. Благодаря особым выпуклостям на поверхности, такое тактильное покрытие позволяет сообщать слабовидящим и незрячим людям специфическую дорожную информацию.

Для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, адаптирован общественный транспорт, устранена “разноуровневость” (разница в высоте между платформой и вагоном, между полом автобуса и тротуаром), предусмотрены специальные пространства для инвалидных колясок в общественных местах.

Усилия городских властей по адаптации городского пространства под нужды людей с ограниченными возможностями и созданию удобных городов ежегодно отмечает премия Access City Award. Несколько лет назад первое место среди европейских городов занял Милан. Нам есть чему поучиться у итальянцев!

Безбарьерный общественный транспорт в Милане – это и современные станции метро, и такси с гидравлическими платформами для перевозки пассажиров в инвалидных колясках, и прокат электровелосипедов для людей с ограниченными возможностями. Аэропорт и центральный железнодорожный вокзал Милана полностью доступны для всех: для тех, кому нелегко передвигаться, работают центры помощи, предусмотрены удобные лифты и туалеты.

Во многих аспектах Украина становится ближе к Европе и цивилизации. Важным шагом в этом направлении стало подписание и ратификация конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, а в апреле 2019 года вступили в силу новые государственные строительные нормы, согласно которым “инклюзивность зданий и сооружений” при строительстве обязательна. Проблема в том, что на сегодняшний день безбарьерная физическая среда в нашем городе фактически отсутствует. Сразу бросается в глаза отсутствие лифтов, эскалаторов и удобных входов к станциям метрополитена, часто они заблокированы стихийной торговлей.

Для людей с ограниченной мобильностью город разделен на множество кусков: простой выход на улицу превращается в преодоление полосы препятствий. Крутые лестницы, высокие бордюры, подземные или надземные переходы, неприспособленный транспорт, узкие двери и тротуары, отсутствие пешеходных дорожек, навигации.

Из недавнего: идет масштабная реконструкция линии скоростного трамвая, город стоит в пробках, сотни тысяч жителей правого берега с нетерпением ждут обновленный транспорт. И в день открытия киевляне замечают, что ни на одной из пяти торжественно открытых после ремонта станций трамвая нет лифтов! То есть, маломобильные группы населения, а это не только люди на инвалидных колясках, но и мамы с детьми, например, практически лишены возможности использовать этот вид транспорта.

Вместе с тем, справедливости ради следует отметить, что учитывать потребности людей на колясках важно не только городским властям. В создании безбарьерной среды должны участвовать и коммерческие структуры. Так, если магазин, к примеру, арендует помещение на длительный срок, то арендатору следует сделать вход в него доступным. К сожалению, механизм контроля за выполнением этих обязательств на государственном уровне еще недостаточно проработан.

В создании инклюзивных городов важную роль играют и девелоперы. Каждый новый проект должен соответствовать условиям безбарьерной среды обитания, максимально отвечающей потребностям жильцов. Начинать нужно с человеческого участия, понимания проблем и трудностей людей, которые в этом нуждаются. Тогда большие перемены к лучшему произойдут проще и легче.

Рамиль Мехтиев
исполнительный директор девелоперской компании ENSO