В работе семинара приняли участие ученые, преподаватели, студенты, переводчики-дактологи, а также представители специализированных учебных заведений-интернатов и общественных и государственных организаций людей с ограниченными физическими возможностями из Киева и Луганской области. Программой мероприятия было предусмотрено проведение пленарного заседания, обсуждение докладов и круглый стол с участием представителей учебных заведений.

«Тема инклюзивного образования, к сожалению, не так давно и активно обсуждается в украинском обществе, - отметила декан филологического факультета Далевского университета Ольга Крсек. - Молодые люди с ограниченными возможностями стремятся стать квалифицированными профессионалами, быть во всем такими же, как и физически здоровые ребята. И мы должны им в этом помочь, объединить свои усилия для решения этой проблемы».

В первой части пленарного заседания семинара был представлен проект Центра по инклюзивному образованию филологического факультета ВНУ им. В.Даля. Работа Центра будет ориентирована на совершенствование системы профессионального образования молодежи со слуховыми ограничениями, поиск и разработку инновационных образовательных технологий для обучения таких студентов, изучение зарубежного опыта внедрения специфических технических средств.

Также в рамках мероприятия рассматривались актуальные вопросы предоставления украинской молодежи с ограниченными возможностями образовательных услуг, изучался опыт зарубежных учебных заведений, специализированные технологии. В частности, участники семинара уделили особое внимание организации учебного процесса лиц с недостатками слуха и зрения, психологическим аспектам обучения этих категорий молодежи, проблемам их интеграции в физически здоровое студенческое и школьное общество. Ольга Крсек рассказала об особенностях обучения людей с ограниченными возможностями в американских вузах. «В США физически здоровые люди и люди с недостатками имеют абсолютно равные права, что закреплено на законодательном уровне. Американская философия основывается на принципах доступности и независимости каждого человека, поэтому даже инвалиды не соприкасаются с бытовыми неудобствами и не имеют препятствий в получении образовательных услуг», - подчеркнула она.

В результате работы участники семинара приняли резолюцию, содержащую предложения по улучшению состояния и организации инклюзивного образования в Украине. В частности, ученые и практики отметили необходимость внедрения курсов повышения квалификации учителей и преподавателей, которые проводят инклюзивное обучение, введение должности тьюторов для сопровождения учащихся и студентов с особыми потребностями, разработки учебно-методических материалов для педагогов, работающих с молодежью с физическими недостатками. Кроме этого, участники семинара предложили пересмотреть нормы по вступлению в школу и вуз молодежи с особыми потребностями, с тем, чтобы выделить один год для адаптации и социализации к инклюзивному процессу.

Наталия Сорокина

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля