Предлагается работа! Оплата - 4 гривни в час

К чему приведет нормативное закрепление минимальной почасовой зарплаты?

Механизм реализации Закона о почасовой оплате труда должен быть разработан Кабмином в сентябре


ВР обязала работодателей оплачивать наемный труд не ниже минимального уровня за каждый отработанный час. Украина собирается перейти на почасовую оплату труда с 2010 года. Согласно Закону № 1574-VI, конкретный размер почасовой ставки должен определяться парламентом с учетом индексации уровня доходов на каждый следующий год в законе о государственном бюджете. ЛІГА:ЗАКОН узнавала о последствиях таких нововведений, а также о возможностях их реализации.

Несмотря на неоднозначность указанного Закона, он не содержит каких-то радикальных положений, а также и существенных недостатков, сообщила старший юрист юридической компании Arzinger Евгения Новичкова участникам организованной ЛІГА:ЗАКОН интернет-конференции "Эволюция человека в "человекочас". Закон всего лишь устанавливает дополнительную социальную гарантию для работников, не влияя на их уровень жизни (и уровень оплаты в целом). Почасовая форма оплаты труда применяется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Она, по своей сути, устанавливает минимально допустимый уровень оплаты труда в час, и отвечает нормам конвенций и рекомендаций Международной организации труда.

Введя почасовую оплату труда, авторы документа надеялись защитить права наемных работников. Вместе с тем многие эксперты считают, что принятие Закона № 1574-VI вряд ли обогатит украинцев. Ведь ставку почасовой оплаты будут рассчитывать, основываясь на уровне минимальной ежемесячной зарплаты. Значит, она будет составлять около 4 гривен. К слову, средний уровень почасовой зарплаты в США - 7 долларов, в Европе - 11 евро.

Также много говорят о том, что такие нововведения увеличат рост тенизации заработных плат. Евгения Новичкова не видит для этого достаточных оснований: "Росту тенизации зарплат будут способствовать существенная налоговая нагрузка, с одной стороны, и уменьшение доходов, связанное с рецессией в экономике, с другой".

Смысл введения понятия почасовой оплаты и установления ее минимального уровня заключается в том, чтобы зафиксировать ее. Именно поэтому она не будет зависеть от месяца, в котором сотрудник работал, а будет постоянна, объяснила г-жа Новичкова. Введение такой расчетной величины, по идее, должно устранить риск невыполнения норм законодательства о минимальной заработной плате, так как при почасовой оплате работодатель обязан будет платить в час сумму не меньше минимальной заработной платы в час. Вся проблема в том, что к Закону № 1574-VI должен быть разработан механизм исполнения, и именно от него зависит, насколько удачной будет данная законодательная инициатива.

Введение минимального уровня почасовой оплаты должно устранить риск невыполнения норм законодательства о минимальной заработной плате


При переводе на почасовую оплату руководство обязано предупредить сотрудников за два месяца до введения этих изменений. Кроме приказа о вводе почасовой оплаты, Евгения Новичкова рекомендует разработать внутренние документы, регламентирующие порядок такой оплаты и порядок привлечения работников. В то же время если работодатель не сможет платить зарплату по такой методике, он просто откажется от официального оформления персонала или будет проводить сокращения.

Что касается способов расчета отработанного времени, то для этого можно будет использовать специальные табели учета рабочего времени (почасовые). Г-жа Новичкова советует закрепить все нормы, связанные с почасовой работой, в Положении об оплате труда, выдать специальный приказ по предприятию, в котором закрепить порядок учета рабочего времени, а также порядок привлечения к работе сотрудников, занятых на почасовой основе. Порядок исчисления среднего заработка для подсчета больничных, отпускных и т. п. должен быть определен дополнительными нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение Закона № 1574-VI.

ВР дала Кабмину два месяца для определения методики расчета уровня почасовой оплаты с дня опубликования Закона (то есть с 18 июля). Значит, в середине сентября можно ждать результатов работы правительства.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ


Директор департамента по кадровым вопросам компании ACUMEN OUTSOURCING Елена Вовк поделилась с ЛІГА:ЗАКОН своим мнением по поводу сложившейся ситуации:

"Следует напомнить, что постепенный переход на почасовую форму оплаты с применением минимального размера почасовой заработной платы было запланировано начать еще с 1999 года, но до настоящего времени его так и не удалось осуществить.



Елена Вовк


Ст. 95 КЗоТ с учетом внесенных Законом изменений будет звучать так: "Минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ)…"

Самым главным условием такой формы оплаты является установление работникам технически обоснованных нормированных производственных заданий. Думаю, что в настоящее время на действующих производствах, где нормирование труда практически отсутствует, ставить задачей установление нормированных производственных заданий для почасовой оплаты с применением минимального размера почасовой заработной платы нереально.

В случае если нормирование труда на производствах все же будет иметь место, то гарантировать работнику возможность получения установленной законодательством минимальной заработной платы будет возможно только при условии выполнения работником часовой нормы выработки. А как будет производиться оплата в случае невыполнения работниками часовой нормы выработки? Нет ли противоречий в данных государством гарантиях?".
Юлия Шешуряк, ЛІГА:ЗАКОН